Треугольник Печали
Так как я люблю фильмы на социальные темы, то с интересом посмотрела "Треугольник печали" (2022). Рубен Эстлунд в своих фильмах метко и язвительно разоблачает декаданс и фарисейство современного западного общества. От "Квадрата" он перешёл к "Треугольнику", где уже открыто ведутся политические дискуссии вплоть до перечисления злодеяний, совершённых для "защиты гуманистических ценностей". С этим его фильмом случился очередной абсурд: та самая публика, которую Эстлунд выводит на чистую воду и критикует за игнорирование кровавых преступлений западных "демократий", аплодировала "Треугольнику" на фестивалях и даже присудила высшие кинематографические награды. Казалось бы парадокс. Но не совсем.
В "Треугольнике" как и в "Квадрате" (или в "Паразитах" - другом Каннском призёре) утверждается, что люди низов ещё худшие сребролюбцы, развратники и гедонисты, чем теперешняя элитка. Мир заселён паразитами и моральными уродами на всех уровнях. Миллиардеры шикуют, когда другие вкалывают, просто потому, что одним повезло в этой жизни больше, чем другим. Образ благородного и мудрого бедняка, каким он был у Гомера, в русских сказках, у Диккенса, Гюго или Горького - испарился. Эстлунд, рафинированный интеллектуал, проповедует: Нет смысла менять шило на мыло. Ничего хорошего не может получиться по определению. Люди алчны и склонны к извращениям изначально. Радуйтесь, что у теперешних элит хорошие манеры: они умеют красиво есть и вежливо разговаривать. А "средний класс", в который входит и Эстлунд, и зрители Каннских фестивалей, потому и средний, что умеет пристраиваться к любому хозяину жизни. Почему бы в этом случае не дать владельцам яхт и компаний расслабиться и предаться удовольствиям? В конце концов их роскошная жизнь обходится обществу дешевле, чем стоило бы утоление аппетитов жадного плебса. Социальные катаклизмы приведут лишь к падению уровня жизни и излишним кровопролитиям. Не надо революций, потрясений и даже брюзжания. Пусть будет так как есть.
Любопытно, как Эстлунд воспринимает новую российскую знать: Новые русские (или украинцы) выбиваются из лощёных рядов западных буржуа, которые хоть и делают состояния на производстве мин, порножурналов и игр-стрелялок, но нежно относятся друг к другу и неукоснительно требуют пристойности от прислуги. Постсоветских нуворишей, однако, не умиляет иллюзия цивилизованности и они бесстыдно смущают благочинную публику своей бесцеремонностью и прямолинейностью. Нашим миллиардерам, учившимся в детстве по коммунистическим книжкам, не застишь глаза фальшивками, им скучновато играть по правилам и следить за манерами, принятыми в высших кругах капиталистического мира. В результате, по сценарию, написанному Эстлундом в 2018 году, именно из-за недисциплинированности российского миллиардера начинается крушение пирамиды обогащения.
Здесь можно посмотреть фильм онлайн:
https://kinokrad.cc/441863-treugolnik-pechali-2023-01-29.html
***
TRIANGLE OF SADNESS (2022)
An absurdity happened with the "Triangle": the same public that is criticized by the film for its decadence and hypocrisy awarded Östlund the highest cinematic award at Cannes. It would seem a paradox but it's not really.
In "Triangle" as well as in "The Square" (or in "Parasite" - another Cannes prize-winner) it is stated that the people of the lower classes are even worse money-lovers and hedonists than the capitalist elite. The world is inhabited by parasites and moral freaks at all levels. People are avid and prone to perversions by nature. Some get luxury life, others are working hard just because of chance and fate. There is no point in changing the social system because there is NO good and honest poor man, a hero of Homer's poems, Russian fairy tales, Dickens' romans or Gorky's novels. It was a lie... Östlund preaches: Rejoice that our billionaires have good manners, treat each other tenderly and demand decency from servants. Why not let them relax and indulge in pleasures? In the end, their luxurious life costs society less than the satisfaction of the appetites of the greedy plebs would. If paupers will get more power, we, the "middle class", should adapt to a less attractive masters of life. De facto the message is: there is no need for revolutions, upheavals and even grumbling. Let it be as it is.
Western bourgeois, who make their fortunes by the production of weapons, porn magazines and stupid computer games, create around themselves an illusion of civilization. Unlike them, the post-Soviet nouveaux riche is cynical and straightforward. He has read Karl Marx and isn't ready to be blinded by fakes. "I sell shit," yells he to everybody. Precisely this bad-mannered drunken Russian or Ukrainian oligarch starts the collapse of the yacht, that symbolise the enrichment pyramid of our ugly capitalistic society. It is curious that the script of the film was written in the pre-Covid 2018.